Маркировка растительного масла
С 1 сентября текущего года в стране в обязательном порядке подлежат маркировке растительные масла. Это обязывает производителей и поставщиков кодировать свой товар, а всем участников оборота - предоставлять отчеты в систему "Честный знак". Нововведение будет происходить поэтапно, о чем и поговорим в сегодняшней статье.

Содержание
Маркировка растительного масла
С 1 сентября текущего года в стране в обязательном порядке подлежат маркировке растительные масла. Это обязывает производителей и поставщиков кодировать свой товар, а всем участников оборота - предоставлять отчеты в систему "Честный знак". Нововведение будет происходить поэтапно, о чем и поговорим в сегодняшней статье.
Кого затронут нововведения
Требования о нанесении кодов на масляную продукцию затрагивают:
-
производителей;
-
поставщиков, которые занимаются ввозом продукции растительного происхождения из-за рубежа;
-
оптовых представителей и посредников;
-
точки розничной торговли;
-
заведения общепита;
-
фабрики по производству кондитерских изделий, а также производителей косметической и парфюмерной продукции.
Правила являются одинаковыми для всех рыночных участников вне зависимости от формы ведения бизнеса и способа реализации товаров.
Что подлежит маркировке
Нанесение кодов обязательно на растительную продукцию рафинированной и нерафинированной обработки, упакованную в потреительскую тару. Также маркироваться будут упакованные продукты, содержащие масложировые компоненты.
Кодированию не подлежат:
-
растительные масла, подлежащие экспортированию за пределы таможенной зоны ЕЭС;
-
масла российского или зарубежного происхождения, используемые исключительно с целью рекламы и маркетинга;
-
масла, приобретаемые в рамках сделок, связанных с государственной тайной;
-
продукция, вес которой не превышает 30 граммов;
-
масла, которые продаются на развес, когда продавец разливает нужное количество непосредственно перед потребителем;
-
продукция на основе жиров и масел, имеющих животное происхождение;
-
пищевые добавки биологического характера, прошедшие государственную регистрацию.
Сроки маркировки
Процесс создания маркировочных кодов будет происходить в поэтапном формате на протяжении 2024-2025 годов. В этот период планируются следующие мероприятия:
-
1 число сентября месяца 2024 года - фиксация всех игроков, принимающих участие в товарообороте, в системе "Честный знак" путем их регистрации на портале;
-
1 число октября месяца 2024 года - присвоение кодовых значений продукции, разливаемой в упаковки из полимеров и стекла, которые выпускаются на производстве или предназначены для импорта;
-
1 число февраля месяца 2025 года - присвоение кодовых значений растительным маслам во всех остальных упаковках, выпускаемых на производстве или предназначенных для импорта;
-
1 число ноября месяца 2025 года - использование в обязательном порядке объемно-сортового учета, ЭДО;
-
1 число ноября месяца 2026 года - ведение учета продукции по экземплярам.
Регистрация должна быть произведена в течение недельного срока от начала производства или реализации масляной продукции. Бизнесу, находящемуся в отдаленных регионах страны, дается месяц.
Алгоритм подключения к «Честному знаку»
Регистрация в учетной системе выглядит следующим образом:
-
Получение подписи электронного образца. Оформляется руководящим составом компании для документного обмена.
-
Установка программного обеспечения. Для шифрования и расшифровки документов требуется установка специальной защиты криптографического типа, после чего нужно скачать профильные сертификаты.
-
Регистрация в системе. На сайте маркировочной системы выбирается раздел, указывающий на переход к проверке. После этого - выбрать электронную подпись, указать почтовый адрес и мобильный номер. Затем активировать кнопку отправления заявки. В течение двух суток на указанный адрес почты поступит подтверждающее письмо, внутри которого будет ссылка, перенаправляющая в личный кабинет, где впоследствии следует указать личные данные.
-
Заполнение профиля. На этом этапе нужно заполнить все обязательные поля и изучить имеющиеся договорные бумаги, после чего выразить свое согласие путем проставления подписи.
Что требует маркировка
Маркировочный процесс сопровождается использованием следующим оборудованием:
-
принтер, печатающий этикетки;
-
аппаратура, принимающая и отгружающая товар;
-
ТСД или сканирующее устройство в режиме 2Д;
-
мобильный гаджет с установленным Saby Docs.
Особенности обращения с промаркированным товаром
Суть кодирования масляной продукции выглядит следующим образом:
-
производителем наносятся маркировочные коды, после чего передаются соответствующие документы дистрибьютору;
-
дистрибьютор впоследствии передает все данные магазинам розничной торговли;
-
торговые точки в процессе продажи считывают нанесенный код на кассе посредством сканера;
-
посредством ОФД чек с кодом отправляется в контролирующую систему.
Ответственность за нарушения
За отсутствие маркировочных кодов или нарушение требований предусмотрены следующие санкции:
-
штрафные сборы;
-
изъятие товара;
-
уголовная наказуемость.
Основные нарушения касаются поддельности маркировочного кода или его полного отсутствия. Штраф для физических лиц может достигать 30 тыс руб, для юридических - до 300 тыс руб. Максимальное лишение свободы в случае возбуждения уголовного дела составляет 3 года.