Маркировка велосипедов и рам в системе «Честный знак»

Содержание
Регистрация в системе цифровой маркировки (ГИС МТ) обязательна для всех участников оборота велотоваров — производителей и импортеров, розничных и оптовых продавцов. Пилотный режим по велотранспорту проведён в 2019–2020 гг. С 1 сентября 2024 года в России действует обязательная маркировка велосипедов и велосипедных рам в системе «Честный знак» (ЧС). В 2025 году нужно завершить кодирование остатков. Рассмотрим, как получить код Data Matrix, как правильно его наносить на товар, каков порядок маркировки остатков велосипедов «Честный знак».
Для чего необходима маркировка велосипедов
Велотехника была и остается надежным, безопасным средством передвижения. Спрос на велотовары не падает. Доля импорта около 70 %, нелегальный оборот контрафактной велопродукции в России составляет 30% от общего товарооборота. Треть пользователей покупает не фирменные брендовые велосипеды, а подделки либо некачественный велотранспорт, ввезенный в стану нелегально. Это несправедливо.
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) разработал цифровую информационную систему мониторинга ГИС МТ «Честный знак», предложил эффективные инструменты для кодирования и отслеживания товаров. Маркировка велосипедов «Честный знак» направлена на защиту изготовителей/импортеров. Ее задача — повысить качество российской велотехники, пресечь незаконный импорт.
Метка Data Matrix показывает покупателям, что велопродукция подлинная, качественная, безопасная, отвечает требованиям стандартов. Установив на смартфон приложение «Честный знак», пользователь при покупке велосипеда сможет легко отсканировать цифровой код маркировки, чтобы убедиться, что покупает качественную велотехнику, которая продается законно.
Кодирование поможет проследить весь путь товара от изготовителя до потребителя — от производства и запуска в оборот до списания велосипеда как выбывшего из товарооборота. Введение требований маркировать велотранспорт не повлияет на рост цен. Покупатели не пострадают, но будут защищены от покупки небезопасной продукции низкого качества.
В пилотном проекте по кодировке велосипедов участвовали свыше 3,5 компаний производителей и импортеров. Было промаркировано 12 000 упаковок с велотоварами. Проект поддержали (даже выступили инициаторами) многие российские предприятия, которые производят сборку вело-мото-техники. Они предложили маркировать не только велотранспорт, но даже велосипедные рамы, которые они закупают у изготовителей велорам.
За маркировку отвечает несколько крупных российских ведомств: Минцифры, ФСБ, Минпромторг, Роспотребнадзор, налоговая служба, ФТС. Основной нормативный документ для участников товарооборота велотоваров — Постановление Правительства №645, опубликованное 23 мая 2024 г. ПП утверждает правила маркировки велосипедов и рам средствами идентификации.
Какие велотовары подлежат маркировке
Обязательная маркировка велосипедов 2025 охватывает 4 группы велопродукции:
- велосипеды обычные, без двигателей;
- с двигателями, с колясками;
- трехколесные;
- велосипедные рамы.
Не требуется маркировать покрышки или колеса. Для перечисленных групп товаров маркировка необходима в том случае, если ее номенклатурный код указан на сайте «Честный знак».
Код ТН ВЭД | Велосипеды, подлежащие маркировке | Другие велотовары |
8711 | Мотовелосипеды с поршневым и электрическим двигателем, с коляской или без нее | Мопеды, мокики, мотороллеры, трициклы, квадроциклы, мотоциклы, коляски |
8712 00 | Двухколесные без двигателя, трехколесные для перевозки грузов, с шариковыми подшипниками и без шарикоподшипников | |
8714 91 100 | Рамы и вилки (из стали, из алюмосплавов), их отдельные элементы | |
9503 00 100 9 | Трехколесные | Самокаты, педальные автомобили, игрушки на колесах |
Код ОКПД2 | Велосипеды, подлежащие маркировке | Другие велотовары |
30.91.11.120 | С поршневым двигателем до 50 см3 | |
30.92.10 | Двухколесные и прочие без двигателя: транспортные, спортивные, детские | |
32.40.31.121 | Детские трехколесные | |
30.91.20* | Принадлежности, отдельные части (комплектующие) мотоциклов и мотоколясок, велосипедов с двигателем | |
30.92.39.110* | Комплектующие велосипедов и инвалидных колясок без двигателя | |
*Последние два кода относятся к велорамам и комплектующим, не имеющим самостоятельных группировок |
Если в сопроводительной документации к велопродукции проставлены другие коды, ее маркировать пока не надо. Чтобы упорядочить процессы идентификации, государство ввело определенную последовательность — календарь маркировки, чтобы снизить нагрузки на участников товарооборота.
Сроки, этапы маркировки велотоваров
В ПП РФ №645 от 23.05.2024 г указаны сроки маркировки велосипедов «Честный знак».
1 сентября 2024 — начиная с этой даты, маркируют товары, если их номенклатурные коды указаны на сайте ЧЗ (и приведены в нашей таблице в предыдущем разделе). После нанесения идентификаторов Data Matrix и ввода велопродукции в оборот, отчетные сведения отправляют в Честный знак.
1 марта 2025 — вводится полный запрет на продажу непромаркированных велосипедов и рам. Участники должны представить в ГИС МТ сведения об обороте велотоваров, о передаче маркированной велопродукции между участниками товарной цепочки, о выводе кодированных товаров из оборота при помощи ККТ. Если организация (например, курьерская служба) покупает велосипеды для собственных нужд, ей не придется их выводить из оборота — это делает продавец. С 1 марта все лица, у которых есть аккаунты в ЧЗ, должны внедрить ЭДО, выбрав любого оператора (их список есть на сайте «Честный знак)».
1 сентября 2025 — с этой даты вводится разрешительный* режим на кассах.
1 марта 2026 — обязательная офлайн-проверка на кассах. К этому времени все участники должны обновить ПО и технические устройства, чтобы не было сбоев в работе контрольно-кассовых машин или считывающего оборудования.
*На сайте ГИС перечислены случаи, на которые не распространяется разрешительный режим.
Как маркировать велосипеды и велосипедные рамы
Все участники товарооборота — изготавливающие, ввозящие или продающие велопродукцию — обязаны зарегистрироваться в системе ГИС МТ на сайте «Честный знак». Срок регистрации — не позже 7 календарных суток с момента начала производства, с даты ввоза или со дня продаж велотоваров.
Тем, у кого есть регистрация в ЧЗ, повторно регистрироваться не надо, нужно лишь добавить новую товарную категорию «велосипеды». Те, кто впервые регистрируется, должны предварительно «Познакомиться с сайтом». Так называется кнопка, за которой скрыта полезная информация — ознакомительный видеоурок.
При регистрации система предлагает скачать пошаговую инструкцию в формате PDF. Изучение предложенного документа упрощает подготовительные работы для предприятий, которым предстоит обязательная маркировка велосипедов в 2025 году.
Содержание инструкции:
- Подписание договоров с ГИС МТ — о подключении к национальной системе, на предоставление кодов (договоры заключаются для каждой товарной группы). Для подписания документов нужна подпись УКЭП.
- Правила описания товаров (включая велопродукцию) приведены отдельно для изготовителей/импортеров и для продавцов, включая селлеров, работающих на маркетплейсах.
- Технические решения — перечислены необходимые средства: УКЭП, программы для работы с электронной подписью, терминал сбора данных, считывающий сканер, принтер для этикеток, онлайн-кассы, фискальные регистраторы. Напоминается о том, что потребуются дополнительные договоры с операторами ЭДО (электронного документооборота) и ОФД (фискальных данных). Даются подсказки по выбору операторов.
- Заказ кодов Data Matrix — для получения кодов необходимо внести на свой счет сумму оплаты с учетом того, что цена за 1 КМ (код маркировки) 60 копеек (вместе с 20% НДС), затем загрузить список велотоваров, которые нужно промаркировать.
- Отчет о нанесении маркировочных кодов — отправляется после первичного нанесения идентификационных меток. После получения запроса и выдачи Data Matrix система ЧЗ создает черновик отчета, что упрощает работу с отчетными документами. Перед отправкой нужно просмотреть черновик, при необходимости отредактировать, подписать.
- Маркировка остатков — даются пояснения, как описать все непроданные товары в Национальном каталоге, указав оригинальные, технические, глобальные или упрощенные коды.
- Ввод велотоваров в оборот — у вех кодов должен быть статус «нанесен».
- ЭДО — систему электронного документооборота применяют для передачи сведений в ГИС МТ, для мгновенного обмена документами между участниками товарооборота.
Маркировка «Честный знак» при производстве и импорте велосипедов
На сайте ГИС МТ размещены инструкции по маркировке велосипедов 2025 «Честный знак» для производителей/импортеров (и отдельные инструкции для оптовиков и продавцов розницы).
Для заказа кодов маркировки нужен GTIN (EAN 13). Участники должны зарегистрироваться в Ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» — это условие для получения кодировок 460–469 в российском секторе префиксов. Без регистрирования эти коды недоступны, а без них нельзя оформить карточки товаров. Регистрация в ГС1 РУС через Национальный каталог (НК) бесплатная, всем участникам начисляют 100 GTIN. Из личного кабинета на сайте «Честный знак» легко перейти в НК, там указана ссылка для перехода. Для заполнения карточек с глобальным импортным кодом велотоваров регистрация в ГС1 РУС не потребуется.
Технические решения можно подобрать на сайте ЧЗ, используя калькулятор решений, или выбрать нужное из перечня, приведенного в разделе «Технологические партнеры и интеграторы». Можно выбрать оборудование, не входящее в рекомендованный перечень, по своему усмотрению, но оно должно отвечать требованиям маркировки.
Описание товаров, которые вносят в Национальный каталог, включает полный атрибутивный состав:
- ИНН участника;
- страна изготовления велотехники;
- код, присваиваемый велотовару, код товарной номенклатуры;
- вид, наименование велотранспорта;
- модель велопродукции, модельный год обновлений и усовершенствований;
- товарный знак, сертификат либо декларация соответствия (если они есть);
- тип двигателя, его мощность (для моделей с мотором);
- размер, материал рамы;
- конструктивная масса велосипеда;
- тип передней вилки;
- размер колес в дюймах;
- особенности тормозной системы;
- тип заднего амортизатора.
При регистрации товаров, для которых нет полных данных, указывают сокращенные сведения (минимальный атрибутивный состав): модель велосипеда, вид товара, код товарной номенклатуры.
При заполнении карточек на велорамы производители используют полный атрибутивный состав — помимо общих данных (ИНН, изготовитель, код ТН ВЭД или ОКПД2) указывают материал изготовления (сталь или сплав алюминия), размер, массу.
Импортеры получают Data Matrix в «Честном Знаке», передают их экспортерам в электронном или распечатанном виде для нанесения КМ на велотовары. После прохождения таможенных процедур закупщик импорта отчитывается в ГИС МТ.
После завершения маркирования продукции производитель (импортёр) готовит передаточные документы для оптовых покупателей, дилеров, дистрибьюторов, селлеров. В УПД вносит коды, присвоенные велосипедам. Оптовики при отгрузке в розницу проставляют эти же КМ в новых документах. После продажи на кассе сведения о товаре попадают в «Честный знак», Data Matrix считаются выбывшими.
Примечание:
При операциях передачи-приемки обязательно сверяют коды на велосипеды с теми, что указаны в УПД. При расхождении товар принимать нельзя, это нарушение закона, за которое легко получить штраф.
Маркировка остатков велосипедов
В ПП РФ №645 указано, как должна выполняться маркировка остатков велосипедов «Честный знак»:
До 1 января 2025 нужно нанести знак Data Matrix на российские товары, закупленные до 1 сентября 2024 г., и на импортную продукцию, выпущенную таможней после 01.09.2024.
До 28 февраля 2025 необходимо вывести из оборота все велотовары без маркировки, подлежащие обязательному маркированию.
До 28.02.2025 г. надо завершить идентификацию непроданной велопродукции, которая ввезена из-за рубежа или изготовлена в России до 1 сентября 2024. А также: на все изделия нанести Data Matrix, сведения о завершении процесса маркировки и о вводе велотоваров в оборот отправить в «Честный знак».
При маркировании нераспроданных велосипедов проводят инвентаризацию, чтобы учесть все виды и единицы велотовара. При подаче заявки в ЧЗ указывают причину запроса кодов: «Реализация остатков». При описании остаточных товаров разрешено применять сокращенный атрибутивный состав. Чаще всего маркировку остатков выполняет продавец, реже — производитель, который не успел реализовать продукцию.
Куда клеить маркировку «Честный знак» на велосипед
Идентификационную метку в виде стикера наносят на каждую единицу продукции, выбирая такие места, где КМ невозможно повредить, откуда сложно удалить:
- в укромный уголок на раме велосипеда;
- на трубку, расположенную под седлом.
Можно нанести код на клеевую этикетку при печати или на навесной ярлык. Лучше дополнительно продублировать КМ на видном месте упаковки, где его не будет перекрывать какая-либо информация. Не рекомендуется печатать Data Matrix на прозрачной оберточной пленке или на оберточной бумаге.
Кодировка должна хорошо распознаваться и легко считываться электронными устройствами. Способ нанесения должен обеспечить ее сохранность до момента вывода из оборота.
Срок действия маркировки:
- 30 дней — если участник оборота распечатывает и наносит КМ сам;
- 365 дней (1 год) — если код наносится сервис-провайдером (напечатан в типографии).
Если вовремя не подать отчет, то КМ автоматически аннулируются, когда истечет период их действия (время «жизни» отсчитывается с даты предоставления кодов).
При покупке велорам для сборки новой велотехники с каждой рамы придется срезать старые средства идентификации, вывести старые КМ из оборота, указав при выводе причину: «Использование для собственных нужд». С 1 марта передача сведений о выводе обязательна для всех. После сборки новой велоединицы ее маркируют как полноценное изделие: заполняют карточку, запрашивают КМ, наносят Data Matrix, вводят в оборот.
Штрафы за отсутствие маркировки
За нарушение требований законодательства по обязательной маркировке велосипедов и велорам виновников ожидают штрафные санкции с конфискацией непроданной продукции:
- за приемку-продажу велотехники и рам без Data Matrix — ИП и должностные лица платят 5–10 тысяч рублей, юрлица — 50–300 тысяч, в зависимости от объема партии;
- за подделку кодов или за обман государства в крупных размерах — штраф свыше 1 миллиона, уголовное наказание сроком до 6 лет.
Основанием для применения штрафных санкций служат ФЗ-204 и КоАП РФ (ст. 15.12).
Заключение
С 1 марта 2025 года официально запрещена продажа велосипедов и велорам без маркировки. Производителям, импортерам и продавцам, которым предстоит маркировать остатки, придется:
- зарегистрироваться на сайте «Честный знак», подписать договоры с ГИС МТ;
- получить электронную подпись;
- заключить соглашения с операторами ЭДО, ОФД;
- установить необходимое программное обеспечение;
- приобрести технические средства для работы с маркировкой.
На сайте «Честный знак» много полезной информации для новичков: ценные подсказки, многочисленные инструкции и видеоуроки, включая рекомендации по заполнению профиля и карточек товаров, по работе с кодами, по оформлению рабочей документации. В ЧЗ создано виртуальное обучающее пространство.
Пока еще не определены сроки, порядок, правила маркировки всех велотоваров. Следите за информацией в ЧЗ в категории «велосипеды».